Цель конференции: обсуждение актуальных научных позиций (гипотез, концепций, исследовательских результатов), в центре которых жанровое решение современного спектакля.
Предлагаемые направления работы конференции:
К участию в работе конференции приглашаются:преподаватели вузов, аспиранты, магистранты, студенты 3-4 курсов.
Зарегистрироваться в качестве участника конференции и отправить тему сообщения можно по электронной почте yrakh@rambler.ru, заполнив представленную регистрационную форму***, с пометкой в теме письма «заявка на участие в работе конференции».
Для публикации статьи в сборнике материалов конференции необходимо прислать на адрес оргкомитета (yrakh@rambler.ru)
Публикация статьи в сборнике материалов конференции бесплатная. Размещение в eLIBRARY – бесплатно.
Контрольные даты
Прием заявок – до 25 мая 2021 г.
Прием текстов (материалов в сборник конференции):
– до 25 мая 2021 г. (заочная форма участия);
– до 30 июня 2021 г (очная форма участия).
Подготовка сборника к изданию – июль 2021 г. – октябрь 2021 г.
Издание сборника и рассылка авторам – ноябрь 2021 г.
Требования к оформлению статьи
К печати принимаются публикации, соответствующие формату конференции и отвечающие следующим требованиям: оригинальность текста – не менее 65%; наличие стилистической и орфографической грамотности; корректное оформление текста статьи (см. ниже).
Контактный телефон: (4852) 31-41-14
Проректор по научной и творческой работе ЯГТИ Азеева Ирина Викторовна
***СКАЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО И ФОРМУ ЗАЯВКИ
24 марта 2021 года. ИТОГИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО
I место
Лавринец Андрей,
студент 5 курса (заочная форма обучения), специализация «Артист драматического театра и кино»
М. А. Чехов в Риге и Латвии
(научный руководитель – кандидат культурологии И. В. Азеева)
II место
Вищеня Карина Сергеевна,
студентка 4 курса (очная форма обучения), специализация «Артист театра кукол»
Театр художника А.П. Лосенко
(научный руководитель – кандидат культурологии В. А. Летин)
Котаева Анастасия Анатольевна,
студентка 4 курса (очная форма обучения), специализация «Артист театра кукол»
Потенциал театра кукол в работе с «особенными» детьми
(научный руководитель – кандидат культурологии В. А. Летин)
III место
Добрынин Григорий Алексеевич,
студент 4 курса (очная форма обучения), специализация «Артист драматического театра и кино»
Король и шут в художественном универсуме В. Шекспира: метафизический аспект
(научный руководитель – кандидат культурологии В. А. Летин)
Рыжкина Алиса Игоревна,
студентка 4 курса (очная форма обучения), специализация «Артист драматического театра и кино»
Театральный гротеск в спектаклях Роберта Уилсона
(научный руководитель – доктор культурологии Т. И. Ерохина)
ТЕАТРОВЕДЕНИЕ
I место
Широкова Анастасия Алексеевна,
студентка 3 курса (очная обучения), направление подготовки «Театроведение»
«Довлатовский анекдотизм» в современном спектакле
(научный руководитель – кандидат культурологии Н. И. Лесакова)
II место
Демяхова Екатерина Николаевна,
студентка 3 курса (очная обучения), направление подготовки «Театроведение»
Секрет Дарьи Таран
(научный руководитель – кандидат культурологии Н. И. Лесакова)
III место
Перфилов Артем Александрович,
студент 3 курса (очная форма обучения), направление подготовки «Театроведение»
Постсоветская новая драма:
макро- и микровселенная Константина Стешика
(научный руководитель – кандидат культурологии И. В. Азеева)
25 ноября 2020 года.
Проведение конференции приурочено к празднованию 40-летия Ярославского государственного театрального института.
Форма проведения конференции – заочная (с изданием сборника материалов).
ИТОГИ СТУДЕНЧЕСКОГО
КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / 2019-2020
учебный год
I место
ЛЕОНОВ Евгений Эдуардович, студент 5 курса (заочная форма обучения), специализация «Артист драматического театра и кино» Особенности театральной музыки Фаустаса Латенаса (на примере музыкального оформления спектакля «Евгений Онегин») (научный руководитель – доктор культурологии, профессор Т. И. Ерохина)
II место
БЕРИЯ Жульен Георгиевич,студент 3 курса (очная форма обучения), специализация «Артист театра кукол» Мировая культура как пространство видеоигры: Assassin’s Creed (научный руководитель – кандидат культурологии, доцент В. А. Лётин)
ДЕМЯХОВА Екатерина Николаевна, ПЕРФИЛОВ Артем Александрович, ШИРОКОВА Анастасия Алексеевна, студенты 2 курса (очная форма обучения), направление подготовки «Театроведение» Актер и роль (научный руководитель – кандидат культурологии, профессор И. В. Азеева)
III место
ШИРОКОВА Анастасия Алексеевна,студентка 2 курса (очная форма обучения), направление подготовки «Театроведение» Владимир Захаров. Эскиз портрета художника (научный руководитель – кандидат культурологии, профессор И. В. Азеева)
Кафедра общих гуманитарных наук и театроведения Ярославского государственного театрального института 27 мая 2019 года провела межвузовский научно-практический семинар
«Спектакль XXI века: современная драматургия в современном театре»
Направления работы семинара:
- эстетический плюрализм современной драматургии и современного театра;
- современный театр: pro & contra современной драматургии;
- современная драматургия как предмет научной и/или критической рецепции;
- современная драматургия в зеркале современного театра: рассвет (новая эпоха) или закат (конец эпохи);
- специфика и качества «новой драмы» рубежа ХХ-ХХІ вв.
- жанровая неопределенность «новой драмы» рубежа ХХ-ХХІ вв.;
- принципы (методы) анализа современного спектакля по современной драматургии;
- театр+современная драматургия: в поиске нового язык, форм, смыслов, жанров…;
- «вербатим» как феномен современного текста для театра;
- «читка пьес» как феномен современного театрального процесса / «читка» как форма современного спектакля;
- современная драматургия в поиске своего режиссера;
- «камерная сцена» как «удел» («судьба») современной драматургии;
- «большая сцена» как «непокоренное» пространство» для современной драматургии;
- современная драматургия на сцене Театра им. Ф. Г. Волкова.
10 декабря 2018 года состоялась Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Учебный спектакль в современной театральной школе»
Учебный спектакль занимает в профессиональном обучении и воспитании актера важное место. В процессе работы над учебным спектаклем происходит формирование индивидуальной творческой траектории будущего актера, закладываются основы профессии. Современная отечественная театральная школа, опирающаяся на глубокие традиции, работает и над новыми методиками, в том числе, и на территории учебного спектакля. В учебном спектакле, как в зеркале, отражается актуальное состояние театральной школы.
Цель конференции – осмысление как сложившихся педагогических методик работы над учебным спектаклем, так и новых методических приемов и тенденций, появившихся в театральных школах в начале наступившего века. Скачать программу конференции
По итогам участия в конференции предполагается издание сборника статей, которому будет присвоен номер ISBN. Материалы сборника будут размещены на сайте РИНЦ. Публикация материалов бесплатная.
Кафедра общих гуманитарных наук и театроведения Ярославского государственного театрального института 28 мая 2018 г. провела межвузовский научно-практический семинар «Грозы» XXIвека: современный театр в зеркале пьесы А.Н. Островского
«Гроза» А.Н. Островского — хрестоматийное, известное всем со школьной скамьи, произведение… Привычные толкования Катерины как «луча света», Кабанихи и Дикого как «представителей темного царства» сформировали известный стереотип восприятия пьесы…
Целью данного семинара являлось знакомство с актуальными научными взглядами (гипотезами, концепциями, мнениями), в центре которых современные сценические интерпретации пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Результаты конкурса театральных рецензий
27.03.2018. Подведены итоги конкурса театральных рецензий.
Поздравляем победителей конкурса! Будем рады видеть и победителей, и
участников конкурса в числе абитуриентов ЯГТИ – образовательная
программа «Театроведение».
1 место
Анастасия Широкова, г. Новосибирск
«Совместные переживания или уходим врозь?»
(перфоманс
«Программа совместных переживаний» Максима Диденко по текстам
Л.Рубинштейна на сцене новосибирского театра «Старый дом
2 место
Алена Пепеляева, г. Ярославль
Рецензия на сценическую версию романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
(спектакль Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В.Луначарского)
3 место
Артем Перфилов, г. Ярославль
«И так как все мы люди...» / «Und well der Mensch ein Mensch ist...»
(спектакль «Страх и отчаяние в Третьей Империи» Б.Брехта на сцене Учебного театра ЯГТИ).
18 – 29 ноября 2017 г. состоялась научно-практическая конференция «Ярославская театральная школа:в будущее через прошлое и настоящее». Конференция была приурочена к празднованию 55-летия Ярославской театральной школы.
15 мая 2017 г. в ЯГТИ прошел межвузовский межрегиональный научно- практический семинар «“Чайки” XXI века: современный театр в зеркале чеховской пьесы». В качестве организатора семинара выступила кафедра общих гуманитарных наук и театроведения ЯГТИ. Цель семинара - знакомство с актуальными научными взглядами (гипотезами, концепциями, мнениями), в центре которых современные сценические интерпретации пьесы А.П. Чехова «Чайка».
Чеховская
«Чайка» не появляется в репертуаре театра «случайно». Известный
исследователь чеховской драматургии Б.И. Зингерман в свое время заметил,
что «Чайкой» хорошо открывать или закрывать театры, но «просто так» эту
пьесу ставить опасно. На сцене XXI века «Чайка» ставится часто. Почему
современным режиссерам так важно обращаться к этой пьесе? Можно ли
увидеть в ее зеркале современный театр во всей полноте его взлетов,
проблем, исканий и тенденций?
Поиском ответов на эти вопросы и занимались участники семинара, представляющие три вуза: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, Вологодский государственный университет и Ярославский государственный театральный институт.
С 24 по 26 ноября 2016 г. в Ярославском государственном театральном институте работалаВсероссийская студенческая научно-практическая конференция «Театр XXI века: в поисках идентичности»
В конференции приняли участие студенты, магистранты и аспиранты из 6 российских вузов: Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург), Российского института театрального искусства-ГИТИС (Москва), Санкт-Петербургского государственного института культуры, Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, Ярославского государственного театрального института. В числе участников будущие театроведы, культурологи и артисты, а также молодые специалисты, работающие в творческих организациях.
Предметами осмысления конференции стали как новаторство сегодняшнего театра, стремящегося к авангардному звучанию, так и театральные искания в русле устойчивой, доходящей до консервативности традиции. В театре XXI века меняются не только выразительные средства, язык, но и сам способ его существования, в театральные залы приходит новый (другой) зритель.
На конференции шел разговор о стремлении театра максимально приблизить себя к современности; о новом инструментарии современного театра; об открытие новых форм и реанимации хорошо забытых старых; о строгой нравственной позиции и тотальном отказе от нее в поисках абсолютной творческой свободы; о новой драматургии; о творческих исканиях режиссеров современного театра кукол и многом другом.
Разговор о современном театральном процессе невозможен без обращения к истории и теории театра. В год 120-летия со дня рождения Антонена Арто конференция сфокусировала исследовательское внимание на том, как дают о себе знать в актуальной театральной практике идеи Арто. Этот разговор начал ведущий специалист в области исследования творческого наследия Арто заведующий кафедрой зарубежного искусства Российского государственного института сценических искусств профессор Вадим Игоревич Максимов: тема его открытой лекции «Театр Жестокости после Арто». Актеры-участники конференции получили возможность поработать с В.И. Максимовым и в рамках практического мастер-класса.
В практической части конференции состоялась творческая встреча с режиссером-педагогом доцентом кафедры мастерства актера ЯГТИ Олегом Леонидовичем Нагорничных. Участники конференции вместе с режиссером обсудили премьерный спектакль Учебного театра ЯГТИ «Иудушка. Страсти», поставленный О.Л. Нагорничных по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Участники конференции посмотрели спектакль Российского государственного академического театра драмы им. Ф.Г. Волкова «Жестокие игры» по пьесе А. Арбузова и имели возможность принять участие в организованном театром обсуждении спектакля и репертуарной политики Волковского театра в целом.
Проведение всероссийских студенческих театроведческих научных конференции в ЯГТИ, ставшее хорошей традицией, свидетельствует о ярком научном и творческом потенциале будущих театроведов.
Всероссийская (с международным участием) научная конференция
«РОССИЙСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА в XXI ВЕКЕ»
Проведение конференции приурочено к празднованию 35-летия Ярославского государственного театрального института
25-30 ноября 2015 года г. Ярославль
Цель конференции – обсуждение актуальных вопросов жизнедеятельности российской театральной школы, обсуждение исторических аспектов становления и развития театрального образования в России; презентация результатов научных исследований в области истории, современного состояния и перспектив развития российского театрального образования.